Казалось бы, только недавно вы собирали своего малыша в детский сад, а сегодня нужно вовсю готовиться к школе — с первого сентября его жизнь кардинально изменится.
До этого основное время ребенка занимали игры и развлечения. Теперь же ему нужно вырасти: беззаботность сменится многочисленными ограничениями, ответственностью, серьезными требованиями и напряженной повседневной учебой. Малышу нужно будет не только соблюдать определенный режим дня (в какой-то мере его придерживаются и в детском саду), но и привыкнуть к жизни по строгому расписанию, систематической напряженной школьной и самостоятельной работе, требованиям учителей. Как правило, родители начинают готовить ребенка к школе непосредственно перед поступлением, примерно с 6 лет.
Первые занятия показывают, что сделать нужно много, а времени в обрез. И они форсируют обучение: пытаются подать ребенку максимум разнообразной информации и учат одновременно всему.
Желаемых результатов это, как правило, не дает — за короткое время ребенок не может воспринять и усвоить столько информации. Чтобы не расстраиваться самому и не мучить малыша чрезмерными нагрузками, психологи советуют развивать ребенка с самого раннего возраста. При этом в процесс следует включать занятия по подготовке к школе.
В таком случае к 6 годам ребенок привыкнет к определенным требованиям и ему будет намного легче адаптироваться и к школьному коллективу, и к обучающему процессу. Занимаясь с дошкольником, нужно учитывать не только его возраст, но и личные интересы, особенности характера, темперамента. Что же включает в себя процесс подготовки к школе?
Многие родители ограничиваются усвоением азов чтения, письма и математики. Сегодня таких знаний явно недостаточно. Для успешного усвоения школьных предметов нужно учить ребенка видеть и оценивать увиденное, слушать и воспринимать услышанное. Обязательно развивают его память, внимание, речь. Чтобы выработать в ребенке желаемые качества, нужно проводить соответствующие развивающие игры, выполнять различные развивающие упражнения.
Такие занятия позволят не только воспитать ребенка — они научат родителей понимать свое дитя, определять, что у него получается и сколько информации он может воспринять за раз. Развитие познавательности малыша нужно начинать с самого раннего возраста. И не потому, что это пригодится ему в школе, а потому, что развитая с детства эрудированность, любознательность и творческая инициатива впоследствии дадут свои плоды — эти черты сохранятся и во взрослой жизни. Человек будет интересоваться разными вещами, расширять свои познания и всесторонне развивать себя.
Но желание открывать неизведанное и познавать новое само по себе вряд ли придет к малышу: о такой возможности он пока даже не знает. Открыть мир должны его родители. Для этого проводите с ребенком как можно больше времени. Причем, это не должно быть пустое времяпровождение: рассказывайте и объясните увиденное и услышанное, учите его смотреть на мир, интересуйтесь тем, что он думает, делает и говорит.
Причем, заинтересованность должна быть настоящей — дети хорошо видят фальшь. И если они заметят, что оптимизм и бодрость наигранны, они перестанут вам верить и доверять. Хвалите и подбадривайте ребенка даже в том случае, если ему что-то не удается. Объясните, что получится только при старании и терпении.
Скажите, что в любой момент придете ему на помощь. Уже первый положительный опыт позволит дошкольнику поверить в себя. По мере выполнения тех или иных задач его опыт и знания будут расти. Задача родителей — не жалеть времени, помогать малышу и поддерживать его. Только в таком случае он будет быстро развиваться и уверенно браться за выполнение любых заданий.
В качестве выводов отметим, что готовить ребенка к школе нужно с самого раннего возраста. Но объем информации и продолжительность занятий должны быть дозированными, посильными для него.
При этом уроки должны проходить в увлекательной и интересной игровой форме. Согласитесь, что нравоучительные и унылые беседы вряд ли увлекут дошкольника и надолго удержат его внимание.