Современные ученые, которые занимаются вопросами образования, пришли к выводу, что начинать обучение следует примерно с 6-7 лет. Почему именно в этот период? Потому, что к этому времени ребенок уже многое умеет, понимает происходящее, и, в большинстве случаев, самостоятельно ухаживает за собой. Продолжительность активного восприятия достигает 7-10 минут, чего вполне достаточно для начала регулярных занятий.
Но это не единственная точка зрения. В последние годы педагоги и психологи агитируют за более ранние сроки. Они считают, что обучение младших дошкольников в возрасте от 3 лет — вполне реальный и, главное, эффективный процесс. Но представить 3-летнего ребенка за партой — сложно, так как малыш пока еще совсем кроха. Именно поэтому сторонников такой концепции родители осаждают вопросом: «Почему нужно начинать так рано?». Ответ кроется в особенностях развития младших дошкольников.
Психологические особенности 3-летнего ребенка
В 3 года в развитии малыша наступает своеобразный переломный период, в ходе которого формируются главнейшие основы его личности. Конечно, говорить о том, что он все может и умеет, пока довольно рано и сажать его за парту нецелесообразно. Тем не менее, в этом возрасте ребенок много знает, умеет, активно интересуется окружающим миром и может выражать свое отношение к увиденному, заявлять о своем «я». В этот период дети являются настоящими «почемучками», и, если они хорошо разговаривают, расспрашивают родителей обо всем.
Память, логика и возможности пространственного мышления ребенка
Специалисты считают, что логическое и пространственное мышление начинает формироваться примерно с 3-лет: ребенок видит предметы и понимает, что они объемны, может рассказать о них и описать их. Начало формирования логического мышления родители могут прослеживать по детским вопросам, которые вытекают один из другого. Примером такой цепочки может быть разговор о лежачем полицейском. В беседе ребенка интересует не только то, что это такое, но и почему черта, через которую осторожно перекатывается автомобиль, называется полицейским, да еще и лежачим.
Особенностями детского организма в 3-летнем возрасте является не только развитие пространственного и логического мышления, но и активизация памяти. Малыш задает вопросы, слышит ответы и запоминает их. Если он спрашивает повторно, не сердитесь на него, так как он пока только учится и должен хорошо запомнить. Дело чести родителей — помочь ребенку в таком сложном деле. Те, кто показывает своему «почемучке» буквы и учит его читать, видят, как ребенок довольно быстро достигает успеха — основы чтения даются ему на лету.
Нужно ли ребенку учиться читать в 3 года?
Решайте сами. При обучении чтению в столь раннем возрасте развивается память, воображение и логическое мышление, расширяется общий кругозор ребенка. Важно и то, что полученные знания пригодятся ему в первом классе. Обученные дети быстрее воспринимают новую информацию, легче читают условия задач и решают их. Сравните, сколько времени будет уходить на прочтение и осознание прочитанного у подготовленного и не умеющего читать ребенка. Разница будет ощутимой.
Как обучать читать по слогам?
Некоторые родители считают, что научить 3-летнего малыша читать по слогам нереально. Но они ошибаются: ученые доказали, что сделать это несложно, причем, ребенок усвоит желаемое без многочасового сидения над букварем. Главное — выбрать правильную методику. В любом случае обучение нужно начинать с запоминания букв. Потому, что научиться составлять слоги без знания самих букв — нереально.
Совет. Если вы взялись обучать ребенка и хотите, чтобы он запомнил буквы и правильно воспринял их, показывая буквы, не называйте их, к примеру, «бэ», «эф», «ка». Проговаривайте их как отдельные звуки: «б», «ф», «к».
И не только потому, что малышу будет сложно усвоить две буквы, а потому, что он не поймет, почему вы говорите одно, а слышит он немножко другое. К примеру, буквы из слова «л», «е», «с», вы произносите совсем иначе. Не запутывайте ребенка, упростите ему запоминание, а понимание придет позже — в нужное время, в соответствующем возрасте.
Для лучшего запоминания купите красивый иллюстрированный плакат—алфавит и повесьте в его комнате. Как правило, они продаются в книжных магазинах или отделах с канцтоварами. Это позволит активизировать пассивную память ребенка: несколько раз натолкнувшись взглядом на ту или иную букву, он поневоле запомнит ее. И не потому, что он поставит себе такую цель, а потому, что детское подсознание тянется к ярким краскам, цветам, картинкам.
Составление слогов из букв
Родителям хочется, чтобы учеба давалась ребенку легко, и потому они стараются как можно раньше обучить его чтению. Это правильно, так как наличие определенных знаний позволит ему легко привыкнуть к получению знаний по другим дисциплинам. Когда малыш усвоил и запомнил буквы, можно начинать составлять отдельные слоги. Чтобы процесс шел как можно быстрее, родители могут изготовить из бумаги или картона красочный алфавит. Для простоты ориентации буквы можно окрасить в разные цвета. К примеру, согласные можно сделать синими, зелеными, красными, а гласные — белыми.
Можно купить готовый набор, состоящий из разноцветных пластиковых букв и магнитной доски. Помните: обучение должно даваться ребенку легко и потому чаще всего обучение проводится в виде занимательной игры. Постройте многоэтажную башню, где каждый этаж будет иметь иной цвет. Лифтом пусть послужит, к примеру, буква «А». «Поднимайтесь», «опускайтесь» и делайте «остановки»: ставьте «А» рядом с согласными-этажами и озвучивайте образовавшиеся слоги «ма», «ра», «ла».
Просите малыша повторять их за вами. И так каждый слог: вверх и вниз по «этажам». Играйте так до тех пор, пока ребенку будет интересно. Если игра уже не занимает его, отложите буквы на несколько дней. Затем игру можно повторить. Причем, можно делать так, чтобы слоги каждый раз были новыми. Когда вы усвоите слоги и малыш будет легко складывать их, можно усложнить игру и предложить ему покататься на «кораблике» и почитать наоборот, поставив гласные перед различными согласными: «аб», «ор», «ин». Такое звуковое «путешествие» позволит ребенку быстро запомнить слоги.
Чтение по слогам и осознание прочитанных слов
Если вы будете заниматься регулярно, то спустя всего несколько месяцев ваш трехлетний сынишка или дочка смогут читать не только буквы, но и отдельные слоги. Когда они даются ребенку более-менее легко, начинайте работу над прочтением простейших слов: «ма-ма», «ра-ма», «ка-ша», «во-да» и пр. Затем можно подобрать и более сложные слова, а также длинные слоги: «ра-бо-та», «ма-ши-на» «до-мик», «мыш-ка». Желательно не просто прочитывать слова, но и повторять их, комментировать, объяснять ребенку смысл. Можно нарисовать те предметы, которые обозначают только что прочитанные слова.
Это сделает игровой процесс более увлекательным и разнообразным. В итоге вы не только научите ребенка узнавать буквы — в 3-3,5 лет он будет относительно хорошо читать. При этом увлекаться он будет не столько прочитанными словами, сколько самим процессом чтения. Конечно, после того, когда ребенок усвоит азы, нужно продолжать работать с ним. Только в таком случае приобретенные навыки сохранятся. Это важно и для будущего — хорошо читающий первоклассник — это не только успешный ученик, но и радость для любого учителя.